Верстак, лобзик и сапожный нож – главные орудия связиста
Если верить пословицам, одна из основных жизненных задач для мужчины – построить дом. Ветеран Главного управления МЧС России по Архангельской области, специалист засекреченной аппаратуры связи с 31-летним стажем Александр Георгиевич БАКОВ, соорудил уже не один десяток.
В течение 25 лет Александр Георгиевич занимается изготовлением деревянных макетов: в его коллекции – избы, церкви, колокольни, мельницы. Кабинет связиста украшала копия столбовой мельницы из д. Азаполье Мезенского района. Одно из последних творений Александра – макет часовни Спаса Нерукотворного из Кижей.
Не хотел быть одним из многих
Желание стать строителем малых форм возникло внезапно: «Свободного времени было более чем достаточно, а проводить его перед телевизором не хотелось. Увидел дом из бревен и подумал – почему бы и мне не построить такой же? Пусть и не в натуральную величину». Поделка удалась лишь с третьего раза.
В роли учебников для начинающего мастера выступили книги по русскому деревянному зодчеству, музеи деревянной архитектуры под открытым небом - поморские Малые Корелы, карельские Кижи. В этих музеях уже практически не осталось экспонатов, которые не были бы повторены в миниатюре архангельским умельцем, поэтому в последнее время идеи для творчества Александр Георгиевич берет «из головы». В основном это основательные бревенчатые избы. Детализация поделок поражает: окна «застеклены» оргстеклом, двери – на петлях и с ручками из медной фольги. Один из таких особняков, двухэтажный, с летней кухней, особенно дорог его создателю. «В такой избе я хотел бы жить, - говорит коренной горожанин. – Но сейчас начинать настоящее строительство поздно – возраст не тот».
«Главное – не нарушить пропорции, иначе постройка будет мала и неказиста. Для этого тщательно изучаю фотографии, извожу на чертежи кучу бумаги», - рассказывает связист. По его словам, срок изготовления макета зависит от вдохновения: «По принуждению ничего не делаю, только по желанию». Если работать каждый день по 2-3 часа, уходит в среднем месяц. Две трети времени тратится на подготовку материала: разделку доски на тонкие бревнышки. В сравнении с другими подобными ремеслами временные затраты на постройку макета просто гигантские: так, чтобы смастерить щепную птичку, профессионалу нужно всего 15-20 минут. Когда-то Александр хотел пойти именно по этому пути - заняться изготовлением щепных «птиц счастья», но решил не быть одним из многих: «столько их у нас развелось, этих птичников…». В Архангельске Баков знаком всего с парой человек, увлеченных тем же, чем он.
«Дощечки поджариваю, как макароны»
Готовую поделку мастер не подвергает никакой дополнительной обработке. Дело в том, что структура дерева не везде одинакова. Если покрыть его лаком или морилкой, может получиться самая настоящая зебра! По этой же причине лучше не сочетать дерево разных пород: так, ель почти белая, сосна – насыщенно желтая. «Дерево должно быть живое! Однажды попробовал покрыть избушки морилкой. Обработал так несколько штук, потом пустил под топор. Дома ругались - жалели…» Эта печальная судьба едва не постигла главное творение Александра – копию 22-главой Преображенской церкви, доминанты Кижского ансамбля. От закладки «фундамента» до установки крестов на игрушечных маковках прошло целых полтора года. По совету знакомого Александр покрыл поделку лаком, но через несколько дней пожалел об этом. Лак впитался неравномерно, поэтому цвет бревен получился неоднородным - от темно-коричневого до почти белого. От топора храм спасла супруга мастера Вера Александровна. Сейчас церковь стоит в дальней комнате за занавеской, чтобы лишний раз не попадаться на глаза своему создателю.
Для того, чтобы стать мастером макетирования из дерева, не нужно обладать большим стартовым капиталом. Недостатка в материале для рукоделия нет – палки и досочки «строитель» приносит прямо с улицы, потом подбирает по цвету. Самое ходовое – то, что лежит буквально «под ногами» - ель, сосна, ива. Хороши для макетирования и школьные линейки – их мастер извел не одну сотню. Прежде, чем приступить к работе, древесину нужно просушить: «Выкладываю дощечки на подоконнике, и там они пару недель «поджариваются», как макароны. Дерево должно ухватить солнца, только тогда оно проявит всю свою красоту».
Мастерская в квартире Баковых скрывается за дверью кладовки. Помещение настолько тесно, что скорее напоминает шкаф – места там максимум на одного. Здесь Александр просиживает часами, а то и сутками – зависит от вдохновения. Основные инструменты: верстак, лобзик, скальпель, тонкий сапожный нож. Функцию крепежа выполняют английские булавки, те, что с пластмассовыми шишечками – их мастер спиливает. Если работа, и без того требующая аккуратности, совсем уж филигранная, вступает в дело клей-момент. К сожалению, многочасовое корпение в мастерской не проходит бесследно для здоровья: глаза очень устают от основной работы, а увлечение также требует острого зрения, поэтому сейчас радовать окружающих самодельными сувенирами стало труднее. Сильным ударом по зрению стало макетирование Вознесенской церкви из с. Кушерека Онежского района: чтобы покрыть пять маковок лемехом - кровельным материалом в виде крохотных деревянных пластин из осины – ушло несколько месяцев и 3,5 тыс. деталей.
Не для продажи, а для души
Наверное, всякий художник жаждет признания общественности, наград, одобрительных рецензий. Но Баков в этом плане совершенно не амбициозен: «Бизнес на своем хобби делать не хочу – это занятие для души, а не для коммерции». Зато Александра Георгиевича не страшат мучительные раздумья на тему, чем же порадовать родственников, коллег или друзей, ведь миниатюрная копия красивого здания - прекрасный подарок на любой праздник. «Примерно 10 лет назад на Дне города выставлялось штук 30 моих работ. Больше на суд общественности свои произведения я не выносил. Вот дома сейчас стоит 19 штук, но долго они у меня не задерживаются - раздариваю». В числе домашних экспонатов есть знаменитые «ельцинские» качели, на которых кандидат на второй президентский срок раскачивался в 1996 году, и макет часовни Воскрешения Лазаря, что в Кижах – это самая старая из известных деревянных построек на территории России, ей более 600 лет.
Самый большой макет, изготовленный Александром Баковым – Георгиевская церковь XVII века из с. Вершина Красноборского района (один из экспонатов Малых Корел), 70 сантиметров в высоту. Есть и любимое произведение – Макарьевская часовня, прототип которой был построен в д. Федоровская Плесецкого района в XVII веке, а сейчас находится в музее под открытым небом Малые Корелы. Своё любимое «детище» Александр Георгиевич подарил другу на день рождения.