24 июня 2016, 16:07
1770
10 минут

Как спасти утопающего: инструкция для судоводителей

Каждый водитель маломерного судна должен хорошо себе представлять, какие действия от него потребуются, если вдруг поблизости в воде окажется тонущий человек. Промедление или неудачный подход катера к пострадавшему могут стоить ему жизни.

Оказавшись в подобной ситуации, постарайтесь оценить способы спасения утопающего. При маневре судно должно остановиться вблизи утопающего таким образом, чтобы можно было подать руку, спасательный линь, весло или, если пострадавший без сознания, воспользоваться отпорным крюком.

Когда судно подойдет к упавшему за борт, придется переключить двигатель на холостой ход или заглушить его. Но тогда лодка становится послушной уже не рулю, а двум не зависящим от вас факторам — течению и ветру. Оцените, что из них в данной обстановке сильнее влияет на перемещение лодки. Если ветер силен, подойдите так, чтобы человек за бортом оказался с подветренной стороны. В этом случае неточности маневрирования можно исправить без опасения, что судно отнесет ветром от спасаемого. Наоборот, ветер будет вас приближать к нему, и достаточно воспользоваться веслом, чтобы поставить лодку в нужное положение.

Подобным образом можно превратить в вашего союзника и сильное течение: выходите в точку, расположенную выше по течению от спасаемого. Желательно, чтобы при подходе к плавающему человеку судно расположилось не прямо перпендикулярно направлению ветра, а носом к нему, под углом в 60—30°. При этом судно должно погасить инерцию. Передвижение со скоростью даже 2—3 км/час (это около 0,5 м/с) сильно затрудняет подъем человека на борт.

Не старайтесь подойти к тонущему человеку вплотную, особенно в свежий ветер и на волне. Спасаемого может поранить или оглушить острой скулой, форштевнем или подвесным мотором. Если судно остановится в 5—6 м от человека, немедленно бросьте ему спасательный круг или жилет (хорошо заранее привязать к нему тонкий прочный трос). При подходе со стороны ветра или течения круг можно бросать между спасаемым и катером — его поднесет к человеку. Но ни в коем случае не надо стараться набросить круг на голову или перекинуть его дальше — в первом случае спасаемого можно ненароком оглушить, во втором обессиленный пловец будет не в состоянии догнать спасательное средство.

Важно сразу же обеспечить контакт спасаемого с лодкой — вот почему рекомендуется круг привязать к тросу, другим концом закрепленному за прочную утку или рым на палубе. Если пришлось круг бросить без троса, то, как только тонущий схватится за него, постарайтесь подать ему конец веревки или весло. Отпорный крюк (во всяком случае, тот конец шеста, на котором крюк закреплен) пускается в дело только при крайних обстоятельствах, когда человек без сознания и не может схватить конец и подтянуться по нему к лодке. Если же пришлось им воспользоваться, постарайтесь зацепить крюком за петлю на одежде, ремень и т. п. Не рекомендуется поддевать крюком человека снизу (из-под воды): можно нанести спасаемому серьезную травму.

Пока пострадавший не пошел на дно, делайте все, чтобы спасти его, не покидая лодку. Ситуация очень осложнится, если кто-либо из экипажа судна, особенно не слишком хороший пловец, спустится в воду, чтобы подтащить человека к борту. Нередко пострадавший в панике хватает своего спасителя и сковывает его действия.

На небольшой мотолодке ни при каких обстоятельствах не пытайтесь поднять спасаемого через борт — недостаточно остойчивую лодку может залить водой, а спасатель, потеряв равновесие, окажется за бортом рядом с пострадавшим. Лучше перевести спасаемого к корме и вытаскивать его через транец. В качестве ступеньки спасаемый сможет здесь использовать антикавитационную плиту мотора или трос, завязанный поперек транца за кормовые утки.

Если лодочка совсем мала и может залиться водой через транец, перейдите на носовую банку — пусть пострадавший попытается перелезть через транец самостоятельно. При неудаче лучше придержать человека у лодки и призвать на помощь другие суда, находящиеся поблизости, либо отбуксировать спасаемого рядом с бортом на мелкое место.

Подъем человека на борт может занять довольно много времени — 3—5 минут. Намокшая одежда сильно увеличивает его вес, от переохлаждения и волнения человек может выбиться из сил. Поэтому при подъеме на высокобортное судно или при необходимости буксировать человека по воде рекомендуется обвязать его на уровне груди толстым тросом и незатягивающимся беседочным узлом или с помощью спасательного линя.

На большом судне при отсутствии сильной бортовой качки пострадавшего можно поднять прямо с борта. Для этой цели полезно иметь в снабжении веревочную лестницу или складной забортный трапик, в крайнем случае, можно закрепить на утке трос с парой петель, которые могут быть использованы в качестве ступенек. Одна из петель обязательно должна погрузиться в воду на 20—30 см.

Выше речь шла о спасении утопающих, случайно оказавшихся на пути катера. Но не исключен случай, когда в воду падает кто-нибудь из экипажа или пассажиров судна, или даже сам судоводитель. Достаточно вспомнить хорошо известные инциденты с запуском подвесных моторов с включенным реверсом, когда от внезапного толчка стоящий у транца судоводитель падал за борт. Нелишне обучить ваших постоянных пассажиров (например, жену) основным действиям на этот случай, когда пассажир поневоле останется один  и будет вынужден выручать своего неудачливого капитана.

Успех операции по спасению упавшего за борт зависит от искусства управления судном, хладнокровия судоводителя и соблюдения ряда правил, проверенных на практике. Если из трех человек, находящихся в лодке, один упал за борт, действия экипажа должны быть таковы. Сразу же бросают за борт в сторону упавшего спасательный круг, нагрудник и плавающие предметы из оборудования судна (к примеру — подушки сидений). Это важно особенно в условиях плохой видимости или крупной волны — плавающие предметы позволяют точнее определить местоположение упавшего человека. Один из людей в лодке должен, не отвлекаясь, следить за упавшим за борт человеком и постоянно указывать его местонахождение судоводителю. Водитель же не должен стопорить двигатель или пытаться дать задний ход — это не лучший способ подойти к упавшему. Ведь судно должно погасить свою инерцию и набрать задний ход, а для этого требуется время. Кроме того, катера и мотолодки на заднем ходу плохо управляются, имеют весьма малый ход, к тому же, существует опасность поранить человека гребным винтом или рулем. Подходить к упавшему нужно только на переднем ходу и только с наветренной стороны, как это было рекомендовано выше.

Для спасения тонущего человека существуют три метода подхода к упавшему за борт. Если время не ждет (слишком холодная вода, человек плохо плавает или ударился о судно при падении), сбросьте газ и сразу же переложите руль в сторону ветра. Судно совершит полную циркуляцию на 360° и окажется несколько наветреннее человека в воде.

При входе в поворот радиус циркуляции оказывается больше, чем в дальнейшем. Поворот на 360° вследствие этого не позволяет точно подойти к человеку и, возможно, вам придется подгребать веслом, воспользоваться бросательным концом и т. п. Более эффективен способ возврата на прежний курс. При нем руль также кладется в наветренную сторону, но не круто на борт, а только для того, чтобы привести судно на новый курс примерно под 60° к прежнему. Как только судно получит это направление, кладите руль полностью на борт в обратную сторону и приводите катер на курс, обратный первоначальному.

Наиболее точный и практичный способ подхода судна к упавшему за борт: тонущий человек окажется прямо по носу судна, на расстоянии, достаточном, чтобы судоводитель смог точно поставить судно с наветренной стороны. Скорость при этом поддерживается минимальная — только чтобы лодка слушалась руля. В море судоводителю уместно поглядывать в бинокль, иначе среди волн голову плавающего человека сразу можно и не разглядеть.

Наконец, еще один способ, рекомендуемый для малоопытного судоводителя — это подход с поворотом на 180°. Бросив спасаемому круг, нужно пройти примерно четыре длины корпуса по курсу, затем положить руль вправо или влево в зависимости от обстановки. Совершив поворот на 180°, выйдите точно на траверз (это когда человек будет виден точно под 90° к направлению движения судна), положите руль в сторону спасаемого. В конце циркуляции катер окажется прямо около него.

Не исключено, что вам придется принять участие в спасании человека, упавшего с большого транспортного судна. Напомним, что на реке судно, с которого упал человек или замечен утопающий, подает три коротких звуковых сигнала. В пределах действия международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС) таким сигналом служит также флаг «О» международного свода сигналов (прямоугольник, разделенный по диагонали на красный цвет в правом верхнем углу и желтый в левом нижнем), поднимаемый на мачте. Долг каждого судоводителя включиться в операцию по спасанию — ведь пройдет немало времени, пока большой корабль погасит инерцию, спустит спасательную шлюпку, на которой еще нужно будет завести двигатель, и возвратится назад на 0,5—1 км к месту падения человека. На быстроходной мотолодке, оказавшейся вблизи происшествия, помощь может быть оказана несравненно быстрее и эффективнее.

Описанные здесь способы подхода к упавшему за борт и к тонущему человеку настоятельно рекомендуется отработать на практике, используя в качестве «утопленника» спасательный круг.

По материалам журнала «Катера и яхты»
статью подготовил
старший государственный инспектор
по маломерным судам С.В. Чурбанов

Эта статья полезна?
87,5% посетителей считают статью полезной

Контакты

8 (8182) 63-30-02
Приёмная
01 (проводной тел.) 101, 112 (для мобильных телефонов)
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8182) 29-99-99
Единый «телефон доверия»
guarh@29.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)